Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

 

Тем более представился прекрасный повод: попавший в плен командующий Второй ударной, генерал Андрей Власов, впоследствии возглавил Русскую освободительную армию (РОА). Так погибших при исполнении воинского долга солдат массово записали во «власовцы». Реабилитировать их в глазах общественного мнения удалось во многом благодаря усилиям энтузиастов, в том числе организаторов данного фестиваля.

Коротко о фестивале

О том, что мы едем в верном направлении, стало понятно почти сразу после того, как мы свернули с трассы М-10 «Россия» (предстояло проехать около 35 км по региональной дороге, извилистой и имеющей не самое лучшее асфальтовое покрытие). Автомобили шли нескончаемой колонной. В основном у них были новгородское номера, попадались и петербургские, чуть реже – московские, псковские и даже мурманские.

К безусловному плюсу организаторам следует отнести участие в обеспечении мероприятия инспекторов ГИБДД, регулировавших движение и терпеливо дававших необходимые разъяснения водителям. К минусу – отсутствие парковки, рассчитанной на большое количество машин. Зрителей было под три тысячи, да и многие реконструкторы приехали на своих колесах. В результате улицы небольшого поселка и даже подъезды к нему были забиты автомобилями. Впрочем, местные жители относились к гостям достаточно доброжелательно и многие даже разрешали парковаться на въездах к частным домам.

 

Сама реконструкция в целом почти ничем не отличалась от подобного рода мероприятий, проходящих в эти месяцы и приуроченных к 70-летию Победы, разве что зрителей было меньше, чем бывает вблизи крупных городов, а значит, можно было почти без труда рассмотреть происходящее. Нас же, повторимся, интересовала в первую очередь реконструированная военная техника. Она была представлена легким колесным бронеавтомобилем БА-20 и танком Т-60. Оба на ходу, оба принимали активное участие в атаках «бойцов Второй ударной».

БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 Выксунский завод выпускал с 1938 по 1941 год, и еще небольшая партия была собрана в 1942 году из комплектующих, остававшихся на складах – фронту критически не хватало боевой техники. Основа броневика – заднеприводное шасси двухосного (4х2) легкового автомобиля ГАЗ-М1, серийно производившегося с 1936 года. Корпус – сварной, из катаной брони (толщиной от 4 до 6 мм), вооружение – 7,62 пулемет в башне, которая в модернизированном (в 1938 году) варианте стала конической. Шины – пулестойкие, заполненные губчатой резиной ГК, на кормовом броневом листе снаружи крепилось запасное колесо.

 

Двигатель – четырехцилиндровый рядный карбюраторный жидкостного охлаждения, опять же, от «эмки» ГАЗ М-1. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая щель в задней части бронекапота, прикрытая подвижной панелью. Доступ к двигателю для ремонта и ТО обеспечивали откидная крышка бронекапота и эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте имелись две шторки на шарнирных петлях, с помощью которых можно было регулировать приток воздуха к двигателю и радиатору. В боевой обстановке эти створки закрывались.

Экипаж (2-3 человека) попадал в машину через прямоугольные двери с внешними петлями в бортах корпуса. В отделении управления слева располагалось место водителя, справа – командира. Их обзор обеспечивали два лобовых окна, прикрытых бронекрышками со смотровыми щелями и две смотровые щели в дверях.

 

Из-за неполного привода у БА-20 была ограниченная проходимость на пересеченной местности, максимальный преодолеваемый подъем – 15 градусов. Кроме того, модернизированный вариант с экипажем из трех человек оказался излишне тяжелым, в результате скорость его упала до 50 км/час. Тем не менее конструкция броневика была довольно удачной: трофейные экземпляры были приняты на вооружение не только неважно оснащенной финской, но и вполне обеспеченной немецкой армией.

Технические характеристики БА-20

Масса

2,3 т

Длина

4 100 мм

Ширина

1 800 мм

Высота

2 300 мм

Двигатель

Карбюраторный ГАЗ М-1

Мощность

50 л.с.

Скорость

90 км/ч

Запас хода

250–350 км

Т-60

Легкий танк Т-60 получил в годы войны от танкистов нелицеприятные прозвища «танк-смертник» и «БМ-2» – братская могила на двоих (экипаж состоял из двух человек). Увы, но он редко переживал свою первую атаку. Недостаточно бронированный и вооруженный, танк обладал низкой устойчивостью.

Его бензиновый двигатель был весьма пожароопасен, даже несмотря на то, что топливные баки емкостью 320 литров, расположенные в «корме» танка, были отделены от боевого отделения дополнительной переборкой. Трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса, располагались впереди, что приводило к их повышенной уязвимости. Моторное отделение – по правому борту в середине корпуса.

 

Рабочее место механика-водителя располагалось по центру, в передней части корпуса, прикрытое бронерубкой с откидным щитком. На крыше рубки располагался откидной люк для посадки-высадки. В корпусе также был аварийный днищевой люк и множество воздухопритоков, люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции, слива топлива и масла, доступа к горловинам топливных баков, а также другим узлам и агрегатам машины. Эти отверстия защищались многочисленными броневыми крышками, заслонками и кожухами. Для обеспечения их водонепроницаемости, использовались резиновые прокладки, а болтовые соединения деталей с корпусом уплотнялись паклей.

Разработан танк в самом начале войны, в августе 1941 года специалистами КБ московского завода №37 под руководством Н. А. Астрова после того, как выяснилось, что предприятие не в состоянии изготавливать более сложные в производстве Т-50. Серийное производство Т-60 было организовано с сентября 1941 по февраль 1943 года – всего выпущено 5 915 танков. В октябре 1941 года броневая защита танка была усилена с помощью наварных броневых экранов толщиной 10 мм на носовую часть корпуса и борта башни. В результате боевая масса машины возросла с 5,8 до 6,48 тонны.

 

Двигатель – четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный ГАЗ-202 жидкостного охлаждения мощностью 70 л.с. с карбюратором МКЗ-6Г. Часть двигателей была оснащена регуляторами числа оборотов и карбюраторами М-1. Некоторые танки из-за дефицита двигателей оснащались моторами Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с. Основным способом пуска двигателя был ручной – с помощью заводной рукоятки. Использовать электростартер СЛ-40 разрешалось только для пуска прогретого двигателя и в боевой обстановке. Для подогрева антифриза в борту корпуса имелся специальный лючок, через который снаружи вставлялась бензиновая паяльная лампа.

Технические характеристики Т-60

Масса

6,4 т

Длина

4 100 мм

Ширина

2 300 мм

Высота

1 750 мм

Двигатель

ГАЗ-202

Мощность

76 л.с.

На сладкое. Автобусы и автодрезина

Пресс-служба оргкомитета фестиваля предварительно сообщала о том, что, помимо военно-исторической реконструкции, на особой площадке будет представлена выставка ретроавтобусов. Однако корреспондент Kolesa.ru, ожидавший увидеть если не довоенные машины, то хотя бы автобусы середины ХХ века, обнаружил львовский ЛАЗ-695Н 1995 года выпуска («Наташа», как его ласково прозвали водители) и венгерский Ikarus-256 «Интурист» 1996 года выпуска, представленные музеем Retro-Bus. Что ж, время идет, и скоро мы, вероятно, увидим и ретро-пробеги с участием «легендарной тачки 90-х» – тонированной «девятки» ВАЗ-2109 цвета «мокрый асфальт»…

1/42/43/44/4

Так что с точки зрения ретротехники больше внимания привлекали экспонаты Музея Тесовской узкоколейной железной дороги, на базе которой вот уже третий раз и проходит данная военно-историческая реконструкция. В частности, поставленный на железные колеса несколько видоизмененный ГАЗ-51, оснащенный двигателем от легкового ГАЗ-21 и превращенный таким образом в пассажирскую автодрезину ПД-1. Вообще, музей заслуживает внимания и вполне может стать объектом автотура выходного дня. Главное – не забыть, что он работает по предварительной заявке по тел. +7-921-9391394 или на страничке.

 

     

Помимо музея, организатором фестиваля выступил военно-исторический клуб "Патриот" при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО), администрации Тесово-Нетыльского городского поселения, комитета по туризму Новгородской области, Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, торфопредприятия "Тесово-1" и поисковой экспедиции "Долина".

www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Автожка — avtogka.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru