Суперкары в деталях: Bitter, или как сделать суперкар из Опеля

 

Первые прототипы машин, в основе которых использовались агрегаты от непроданных экземпляров Intermeccanica, вышли на немецкие дороги в 1970 году, а спустя три года испытаний на автосалоне во Франкфурте был представлен первый серийный автомобиль свежеиспеченной марки. Идея новинки принадлежит компании Опель, которая в 1969 году представила фантастический концепт-кар Opel CD, построенный на базе серийного седана Diplomat – в принципе, индекс CD и расшифровывается как Coupe Diplomat. Машина произвела на Франкфуртском автосалоне настоящий фурор, и совет директоров Опель всерьез рассматривал идею серийного выпуска подобного спортивного автомобиля, но… Директора General Motors, которому принадлежал Opel уже в те далекие годы, зарубили идею на корню, не позволив Опелю, ориентированному на семейные автомобили и машины для бизнесменов, построить собственный суперкар и ограничив его аппетиты только броским купе Opel GT.

Именно за эту идею ухватился Эрих Биттер, создавший машину, которая, как и прототип, имела индекс CD. Как можно догадаться, это было купе, построенное с применением узлов и агрегатов Opel Diplomat, но в основу шасси легла мощная стальная рама, на которую крепились панели кузова, нарисованного специалистами итальянского ателье Пьетро Фруа. При этом сам Bitter CD в профиль немного напоминал модель Maserati Ghibli с таким же длинным капотом и подъемными передними фарами.

1/22/2

Под капотом разместили американский двигатель V8 объемом 5,4 литра, которым поделился Chevrolet Camaro. Снабженный четырёхкамерным карбюратором Rochester, этот гигант развивал 229 л.с. и 427 Нм крутящего момента, который передавался на задний мост при помощи 3-ступенчатой автоматической коробки передач. С таким силовым агрегатом тяжелая машина успешно разгонялась с места до паспортной «сотни» за 9,5 секунд, а максимальная скорость при этом достигала 209 км/ч.

Не имея собственной площади для сборки автомобилей, Эрих Биттер подписал договор о сотрудничестве с кузовной фирмой Baur, известной своими кабриолетами на базе немецких автомобилей. Под слоганом «машина мечты» Bitter CD выпускался мелкими партиями до 1979 года, а всего было произведено 395 таких автомобилей.

1976 – Bitter Blazer

 

В 1976 году Эрих Биттер предпринимает попытку представить на европейском рынке американский внедорожник Chevrolet Blazer, который немного «облагородили» деталями от Opel Admiral В – например, от него были позаимствованы передняя и задняя оптика, а также решетка радиатора. Интерьер американского внедорожника затянули в высококлассную кожу и добавили деревянные панели. В паре с 175-сильным карбюраторным V8 объемом аж 6,5 литров работала 3-ступенчатая АКПП, а по умолчанию автомобиль имел полный привод с подключаемым передним мостом. К сожалению, прожорливый «американец» не заинтересовал прагматичных европейцев, и Биттером была построена всего одна такая машина.

1981 – Bitter SC

 

В 1979 году компания Опель снимает с производства модель Diplomat, являвшуюся основной для CD, поэтому компания Эриха Биттера в спешном порядке начинает разработку автомобиля нового поколения. За основу было взято шасси Opel Senator, более компактного по сравнению с Дипломатом. Седан нового поколения оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем с впрыском топлива рабочим объемом три литра и механической пятиступенчатой трансмиссией и был легче и экономичнее своего предшественника. Доводка нового автомобиля заняла два года, а премьера машины, получившей название Bitter SC (Sports Coupe), состоялась на традиционном для марки автосалоне во Франкфурте.

К тому времени Baur оказался загружен заказами на кабриолеты, и места для сборки новых Биттеров у ателье просто не нашлось. Сначала Эрих обратился в итальянскую кузовостроительную фирму Maggiora, в которой собрали около 80 автомобилей. Детали кузова и рама отсылались в Италию, где монтировали подвеску и тормоза, а также собирали кожаный салон. После этого машина без силового агрегата отправлялась обратно в Германию, где в мастерской при конструкторском бюро в отстроенный автомобиль устанавливали двигатель и коробку передач, полученные от Опеля. Но, в конце концов, такая затратная сборка была прекращена, в том числе и из-за проблем с качеством.

 

В 1983 году всё производство перенесли на завод Steyr-Daimler-Puch в австрийском Граце, известный, кстати, тем, что именно там собирают легендарные внедорожники Mercedes G-класса. Попутно на мощностях завода в Граце начинают производство модификаций с кузовами седан и кабриолет. Оснащенный трехлитровым двигателем Опель мощностью 180 л.с., автомобиль мог комплектоваться как механической, так и автоматической трансмиссией, при этом максимальная скорость версии в кузове купе с «механикой» достигала 215 км/ч, в то время как АКПП снижала этот показатель на 5 км/ч. Разница в секунду была и в разгоне: автомобиль с «механикой» резвее набирал скорость, в то время как более медлительный «автомат» достигал паспортной «сотни» за 9,5 секунд.

В 1984 году компания начинает ориентироваться на рынок Соединенных Штатов. Изначально в машинах использовали все тот же трехлитровый рядный двигатель, но более жесткие экологические стандарты «задушили» мотор до 150 л.с., при этом автомобиль не выдерживал конкуренции среди соперников. Нужно было что-то предпринимать, и Bitter обращается к немецкому тюнеру Mantzel – фирме, специализирующейся на тюнинге автомобилей марки Opel, чтобы улучшить динамические показатели своей машины.

 

Двигатель, построенный Mantzel, использовал проверенный блок цилиндров от трехлитровой «шестерки», рабочий объем которой увеличили почти на литр при помощи новых, более крупных поршней и шатунов и коленвала с увеличенным ходом. Для нового двигателя пришлось заново создавать и головку блока цилиндров, а также настраивать механический впрыск топлива Bosch L-Jetronic для оптимального баланса между мощностью и экономичностью. Первые машины с новыми двигателями пришлось дорабатывать совместно с компанией Порше, которая помогла в настройке кислородных датчиков и создании каталитических нейтрализаторов в системе выпуска.

С новым двигателем, развивавшим 210 л.с. и 330 Нм крутящего момента, купе, оснащенное механической трансмиссией, разгонялось от нуля до 100 км/ч за 7,5 секунд, а максимальная скорость SC достигала 230 км/ч. Версия с автоматической трансмиссией теряла секунду в разгоне и около 10 км/ч в максимальной скорости. Всего за годы производства было выпущено 460 автомобилей с кузовом купе, 22 кабриолета и всего лишь 5 седанов Bitter SC.

1984 – Bitter Rallye GT

 

Биттер начал задумываться о выпуске машины нового поколения, и выбор пал на купе Opel Manta. Оснащенный 177-сильной рядной «четверкой» мощностью в 125 л.с. автомобиль мог разгоняться до скорости в 185 км/ч. Биттер изменил переднюю и заднюю части машины, сконструировал крышу типа «тарга» с легкосъемными элементами и отделал салон кожей и деревом. В планах компании было начало мелкосерийной сборки спортивного автомобиля по цене 40 000 DM, однако его производство так и не было начато, поскольку не была обеспечена долгосрочная поставка деталей для модели с завода Опель. В итоге Rallye GT так и остался построенным в единственном экземпляре.

1988 – Bitter Type 3

Потерпев фиаско с моделью на базе Манты, Биттер решил вернуться к проверенным шасси среднеразмерных седанов Опель. Новая машина с кузовом кабриолет, получившая имя Type 3, была призвана стать преемником уже устаревшего SC и разрабатывалась в основном для американского рынка. В качестве основы взяли Opel Omega A, колесную базу которого сократили на 35 мм. От Омеги бралась панель днища, моторный щит и двери, а вот крылья, бамперы и капот с багажником производились самостоятельно. Мягкий складной верх поставлял Baur, а подъемной передней оптикой и круглыми задними фонарями поделился Chevrolet Corvette четвертого поколения.

 

На первом прототипе использовался известный по модели SC 3,9-литровый двигатель мощностью 210 л.с., однако на последующих моделях применяли более экономичный рядный 6-цилиндровый мотор от того же Опеля Омега, который развивал 177 л.с. Установка мотора меньшего объема объяснялась конструкцией передней подвески типа «МакФерсон», которая, как и кузов, заимствовалась у Омеги. 3,9-литровый двигатель от предыдущей модели имел большие габариты и массу и требовал пересчета кинематики подвески, а также доработки тормозной системы.

Изначально предполагалось продавать Bitter Type 3 в США через дилерскую сеть марки Isuzu, принадлежащей, как и Опель, General Motors, причем в планах концерна значилась цифра в 10 000 выпущенных автомобилей в год. В определенный момент рассматривалось предложение вообще продавать машину под маркой Isuzu, но этим планам не суждено было сбыться. Во-первых, Bitter со своими крошечными объемами производства просто физически не смог бы выпускать заданное количество автомобилей, а во-вторых и японцы не спешили вводить в свою производственную гамму кабриолет. В результате было выпущено всего пять прототипов, из которых до наших дней дожили четыре.

1991 – Bitter Tasco

Спустя три года после презентации Type 3, компания Биттер на очередном автосалоне во Франкфурте удивляет публику перспективным суперкаром, названным Tasco. Впервые в истории марки автомобиль получил среднемоторную компоновку, а его дизайн разработал Том Тьярда, ранее приложивший руку к автомобилям De Tomaso и Lancia. Финансовую поддержку проекту предоставили японские инвесторы, а техническое содействие в создании и доводке суперкара оказали в компании MGA Developments из Ковентри, которая разработала для этой модели алюминиевый монокок, к которому должны были крепиться внешние панели из композитных материалов.

     

В теории суперкар должен был конкурировать с высокоскоростными моделями таких именитых марок, как Lamborghini или Ferrari, а под капотом – разместиться V-образная «восьмерка» из линейки моторов Chrysler, снабженная турбокомпрессором. Упоминался и известный многим гигантский V10 от Dodge Viper, но… модель дебютировала во Франкфурте только как макет с детально проработанным салоном, но без силового агрегата. Автомобиль не получил достойного продолжения, был построен в единственном экземпляре и в настоящее время экспонируется в Музее Транспорта города Ковентри.

1994 – Bitter Berlina

В середине 90-х дела у фирмы начали ухудшаться. Для создания новой машины и её выпуска нужны были деньги, которыми Эрих Биттер не обладал. Чтобы найти инвесторов, в 1994 году он направляется в Нью-Йорк вместе с прототипом новой модели, названной Berlina. Автомобиль был построен на удлиненной платформе Opel Omega, но в отличие от нее, имел стальную раму и внешние панели из стеклопластика. По заявлениям автора, такая конструкция была применена для снижения издержек на производство прототипа, а серийные машины использовали бы серийный несущий кузов Омеги.

 

Под капотом разместили двигатель М6 мощностью 220 л.с., с которым была агрегатирована автоматическая трансмиссия. Прототип отличала клиновидная передняя часть с подъемными фарами, являющимися фирменной чертой автомобилей марки, при этом короткий капот плавно переходил в передний бампер с массивной решеткой радиатора. Сзади успешно разместили фонари, позаимствованные у Opel Calibra. Позднее автомобиль еще раз показали на Женевском автосалоне, но серийное производство так и не было начато из-за проблем с финансированием.

1997 – Bitter GT1

В 1997 году Эрих Биттер участвовал в гонках серии FIA GT1. Специально для этого был создан гоночный болид, названный Bitter GT1. Машина была построена на основе гоночного прототипа Lotus Elise GT1, но в отличие от оригинала имела 8-литровый двигатель V10, позаимствованный у гоночного Dodge Viper, и несколько иной внешний вид. Так, например, задняя часть была удлинена, чтобы улучшить устойчивость спорткара на высоких скоростях. В основе конструкции лежала алюминиевая трубчатая рама с интегрированным стальным каркасом безопасности, а внешние панели выполнили из стекло- и углепластика.

     

Автомобиль принял участие в двух заездах – на английском Сильверстоуне и немецком Хоккенхаймринге, но в обоих потерпел фиаско и сошел с дистанции. После этого Эрих Биттер к гонкам не возвращался и в том же году вообще объявил свою компанию банкротом. Но на этом история марки не кончается.

2003 – Bitter CD II

К своему 70-летию Эрих Биттер делает себе и фанатам отличный подарок: сообщает о возрождении марки Bitter. Параллельно компания отмечает 40-летний юбилей марки и своей первой модели CD. В итоге, на Женевском автосалоне 2003 года состоялась премьера купе Bitter CD второго поколения. Двухдверка построена на базе модели Holden Monaro с нижневальным двигателем V8 Chevrolet LS2 рабочим объемом 6,2 литра, развивающим мощность 400 л.с. и крутящий момент 546 Нм, который передается на заднюю ось с помощью шестиступенчатой «механики» Tremec T-56 или четырёхступенчатой АКПП. От нуля до «сотни» он разгоняется за 6 секунд, а максимальная скорость достигает 290 км/ч.

1/22/2

Эрих Биттер слегка изменил переднюю часть своего детища, впервые отказавшись от поднимающихся фар. Впрочем, стоит отметить, что убирающиеся фары в поднятом виде представляют опасность для пешеходов при наезде, и поэтому по европейским требованиям по безопасности они просто запрещены для использования. В стандартное оснащение нового суперкара входили кондиционер, навигационная система, отделка салона кожей и деревом, электроприводы стекол и зеркал, а также непривычный для европейцев круиз-контроль. Предполагалось начать серийный выпуск автомобиля по цене 127 тысяч евро, но портфель заказов даже не был сформирован, и Эрих Биттер смог построить лишь две таких машины.

2007 – Bitter Vero

Но на этом неугомонный Эрик не остановился, и спустя еще четыре года на женевском автосалоне был представлен новый седан, получивший имя Vero (в переводе с эсперанто – Истина). Как и CD II, новая машина представляет собой австралийский Holden Caprice, прошедший курс доработок в фирме Bitter. Заднеприводный седан снабжен двигателем Chevrolet L98 объемом 6 литров, который развивает 378 л.с. и 535 Нм, а в паре с ним работает 6-ступенчатая АКПП. Для тех клиентов, которым этого показалось мало, был подготовлен форсированный вариант, развивающий 557 л.с. и доработанный с помощью комплекта австралийской фирмы Tom Walkinshaw Performance. Такой набор включал в себя механический нагнетатель и интеркулер, усиленные поршни, шатуны и коленвал, а также выпускную систему из нержавеющей стали и переработанную подвеску с уменьшенным клиренсом и более жесткими пружинами. Также появились и новые 20-дюймовые кованые легкосплавные диски уникального дизайна, созданные специально для этой модели.

 

Внешне от оригинала Vero отличается новыми передним и задним бамперами из армированного углепластиком композитного материала, а вот внутри отличий от «австралийца» побольше. Салон отделали кожей ручной выделки, полированным алюминием и ценными породами дерева, в стандартное оснащение входил круиз-контроль и аудиосистема Bose, включающая в себя навигацию, 6-дисковый CD-чейнджер и встроенный DVD-проигрыватель с мониторами в подголовниках для задних пассажиров. По заказу автомобиль оснащали люком с электроприводом и отделывали салонной замшей-алькантарой и углепластиком. Всего было выпущено 10 спортседанов Bitter Vero, а базовая цена составила 103 500 евро.

2010 – Bitter Insignia

Спустя три года после премьеры Vero, на традиционном для фирмы автосалоне во Франкфурте был представлен тюнингованный вариант седана Opel Insignia, а чуть позднее появился и вариант в кузове универсал под названием Bitter Insignia Tourer. От стандартного Опеля версия Биттер отличается новой решеткой радиатора, иными передним и задним бамперами, а также выпускной системой из нержавеющей стали с четырьмя патрубками сзади. Более широким доработкам подвергся салон: в отделке мастера использовали ценные породы дерева, кожу и замшу, а также полированный алюминий.

 

В компании предпочли не раскрывать информацию, касающуюся технических характеристик новинки, но по данным некоторых экспертов, под капотом вполне может оказаться турбированная V-образная «шестерка» Ecotec объемом 2,8 литра и мощностью 260 л.с. В паре с ней работает 6-ступенчатый «автомат», распределяющий крутящий момент от двигателя на все колеса. Максимальная скорость Bitter Insignia, оснащенного такими силовым агрегатом, ограничена на отметке 250 км/ч, а разгон с места до «сотни» занимает не более 7 секунд. Согласно опубликованному прайсу, за доработанный седан в компании попросят около 65 000 евро, что, впрочем, на 19 000 дороже флагманской модификации Insignia OPC с 325-сильным турбомотором.

Производство автомобилей Bitter

Штаб-квартира Bitter находится в городе Швельм, Германия. Долгие годы у фирмы не было собственной производственной мощности, и автомобили Bitter собрались на заводах таких компаний, как немецкая Baur или Steyr-Puch в Граце. После переезда в Брауншвейг Биттер открыл небольшую мастерскую, где проводилась доработка. Ежегодно в компании производят не более 20 автомобилей, а чтобы получить заказанный Bitter, придется подождать почти полгода.

 

Интересные факты

Владельцами Bitter CD были такие известные в Германии люди, как консул ФРГ в Боливии Ханс Херман Вайер, футболисты Пауль Брайтнер, Удо Латтек, Эрих Риббек и Бернд Хёльценбайн, олимпийские чемпионы по горнолыжному спорту Рози Миттермайер и Бернард Русси, велогонщик Дитрих Турау, а также немецкие музыкальные исполнители Хайно и Айрин Шир, а среди владельцев Bitter SC были известные автомобильные гонщики Вальтер Рёрль и принц Леопольд Баварский, а также американский актер Майкл Нейдер.

Эмблема компании Bitter представляет собой стилизованную латинскую букву В, являющейся первой в фамилии автора.

В чем фишка автомобилей Bitter?

- Выпуск собственной линейки автомобилей, базирующихся, в основном, на агрегатах марки Opel.

- За многолетнюю историю марки было выпущено не более тысячи автомобилей, что делает их весьма редкими на дорогах.

 


www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Автожка — avtogka.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru