Война броневиков Великой Отечественной: БА-64 против Sd.Kfz.222

 

На фото: БА-20

По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.

Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.

На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.

     

На фото: ГАЗ-64 и БА-64

Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его «откатали» на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.

Немецкий образец

Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы Horch еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.

В отличие от советских собратьев, созданных на базе «мирных» (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для «спецнужд». Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.

Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает «гробик».

Позднее, после фронтовых «испытаний», толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового «Хорьха» мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.

Главные различия

Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского Т-26. Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.

К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.

 

На фото: Sd.Kfz.222

Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.

На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.

Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция «бить врага на его территории» осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.

Технические характеристики

БА-64

БА-64Б

Sd.Kfz.221

Sd.Kfz.222

Экипаж, чел.

2

2

2

3

Боевая масса, т

2,36

2,43

4,00

4,80

Ширина, м

1,53

1,70

1,95

1,95

Высота, м

1,90

1,90

1,70

2,00

Мощность двигателя, л.с.

50

50

75

90

Удельная мощность, л. с./т

21,2

20,6

18,8

18,8

Тип подвески

индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами

индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами

индивидуальная, на вертикальных пружинах

индивидуальная, на вертикальных пружинах

Максимальная скорость, км/ч

80

80

90

85

Запас хода по шоссе, км

600

500

320

300

Клиренс, мм

210

227

240

240

Колея, мм

1240

1446

1610

1610

Преодолеваемый подъем, град.

36

36

22

20

Преодолеваемая стенка, м

0,25

0,25

н/д

0,25

Преодолеваемый ров, м

0,35

0,35

н/д

0,25

Преодолеваемый брод, м

0,9

0,9

0,6

0,6

 

На фото: БА-64б и БА-64

www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Автожка — avtogka.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru